Распутывая убийство Литвиненко
От переводчика: Тема, как водится, хорошо отстоявшаяся. Но, в свете продолжающейся медийной накачки, всё ещё актуальная и показательная. Например, я увидел в статье такие подробности, которые в нашем инфопузыре ранее просто не публиковались.
Ещё статья примечательна описанием способов ведения инфовойны и методов создания "непререкаемых" нарративов в СМИ. В том числе и "фактов", старательно высосанных в ходе крайне ангажированных "общественных расследований". Наслаждайтесь!
- Дата публикации: 24 июля 2023 года
- Автор: Кит Кларенберг (Kit Klarenberg)
- Перевод: Дедушка Генус (Политотикус)
- Ссылка на оригинальную статью
Александр Литвиненко при смерти
В конце июня британский телеканал ITV выпустил в эфир четырёхсерийную драму, посвящённую смерти Александра Литвиненко. Роль бывшего советского и российского разведчика, завербованного MI6, исполнил Дэвид Теннант (ветеран киноэпопеи "Доктор Кто").
Сериал рассказывает историю длительного расследования британской полиции по факту его безвременной гибели в ноябре 2006 года от отравления высокорадиоактивным полонием-210.
Расследование пришло к выводу, что Дмитрий Ковтун и Андрей Луговой, двое бывших соратников Литвиненко по КГБ, которых он считал друзьями и деловыми партнерами, намеренно отравили его этим веществом.
Власти в Лондоне требовали их экстрадиции из России, но российская Конституция запрещает выдачу своих граждан. Поэтому в настоящее время они до сих пор находятся на свободе. Тем не менее они, как и кремлёвские власти, были всесторонне осуждены за это преступление судом западного общественного мнения.
Дэвид Теннант в роли Александра Литвиненко
Серьёзным основанием для этого консенсуса послужили выводы общественного расследования отравления, проведённого в 2016 году судьёй Робертом Оуэном. Оно пришло к заключению, что Литвиненко был убит Ковтуном и Луговым, "вероятно" с прямого одобрения российского президента Владимира Путина и тогдашнего директора ФСБ Николая Патрушева.
прим. пер.: Хайли лайкли, хрена ли вы ещё хотели?!
Рекламируя сериал, незамысловато названый "Литвиненко", его сценарист смело утверждал, что главный герой — "живой свидетель собственного убийства", который "провёл свои последние дни, доверив столичной полиции подробности того, что с ним произошло". Люк Хардинг из "The Guardian" пошёл ещё дальше — назвав Литвиненко "человеком, раскрывшим своё собственное убийство".
Вердикт в расследовании Оуэна в большей степени основан на предсмертных показаниях Литвиненко, данных сотрудникам полиции в лондонской больнице. Однако Литвиненко тогда ни разу не обвинил Ковтуна или Лугового в своей смерти. Вместо этого, он назвал виновным в своей смерти Марио Скарамеллу, плутоватого консультанта по безопасности, с которым он обедал в тот день, перед встречей с ними в баре "Pine" в лондонском отеле "Millennium".
Марио Скарамелла
Как отмечается в отчёте о расследовании, находясь в больнице, Литвиненко сообщил "ряду своих друзей и соратников", что его отравил Скарамелла. При этом он "то ли медлил рассказать, то ли не посчитал нужным совсем" — о своей встрече в тот же день с Луговым и Ковтуном. Эти двое русских также не упомянуты в интервью Литвиненко русской службе Би-би-си, данном через неделю после его госпитализации.
Сюжет сгущается
Более того, в описании Литвиненко этой встречи для полиции, нет ничего хотя бы смутно наводящего на мысль о сценарии покушения. Он вспомнил, как ненадолго подсел к Луговому, который спросил его, выпьет ли он что-нибудь. Будучи трезвенником, он отказался, тогда его предполагаемый убийца сказал "там ещё осталось немного чая, если ты хочешь".
"Я налил из чайника немного чая, хотя его осталось совсем чуть-чуть на дне. Набралось всего полчашки… Я сделал несколько глотков, это был остывший зелёный чай без сахара," — вспоминал Литвиненко. "Мне он почему-то не понравился… В общей сложности я сделал всего три или четыре глотка. Я даже не допил налитого в чашку."
Расшифровка аудиозаписи показаний Литвиненко
В том, как в отчете о расследовании это банальное взаимодействие было превращено в доказательство целенаправленного убийства, нет ничего удивительного.
Признавая "странным", что Луговой остался "крайне равнодушным" к тому, выпил ли Литвиненко предположительно смертельную смесь, следствие ссылается специалиста по уголовным делам городской полиции Ричарда Хорвелла. Который утверждает, что "любое проявление Луговым или Ковтуном излишнего рвения, настойчивости или безрассудства, выглядели бы подозрительно и привели к обратному результату".
"Любая другая реакция, кроме сдержанности, показалась бы Литвиненко очень подозрительной и вполне могла положить конец заговору с целью его убийства… Любое подталкивание или воодушевление… в отношении того, что Литвиненко должен выпить, были бы неуместны и могли выдать его преступное намерение".
Оуэн объявил эти слабые рассуждения "достаточными, чтобы снять этот вопрос". Ещё более вопиющее логическое заблуждение он допускает, объясняя почему Литвиненко постоянно приписывал своё отравление Скарамелле, "даже перед своими друзьями".
"К рассказам Литвиненко о его встрече с Луговым и Ковтуном… следует подходить с некоторой осторожностью. [В них] могут содержаться некоторые неточности, добавленные Литвиненко в попытке усыпить свою уязвленную гордость… Мне кажется, по крайней мере, возможным, что Литвиненко перенес это чувство… на своё общение с полицией. И в ходе допросов преувеличил равнодушие Лугового в отношении этого чая, чтобы смягчить то, что считал своей профессиональной ошибкой — что выпил его."
Другими словами, мы должны поверить, что Литвиненко был настолько смущён и задет за живое своими товарищами, что сознательно преуменьшил их действия и свою собственную доверчивость. Чтобы сохранить лицо перед соратниками и властями. Даже когда он лежал при смерти, и терять ему было буквально уже нечего, он был явно заинтересован назвать имена и выдвинуть обвинения.
Как документально подтвердил журналист Эдвард Джей Эпштейн версия об отравлении Литвиненко как об убийстве из мести стала результатом хорошо проплаченной пропагандистской компании беглого российского олигарха Бориса Березовского, с которым бывшего сотрудника КГБ связывали давние личные и профессиональные отношения.
прим. пер.: Давайте параллельно вспомним, при каких обстоятельствах Березовский, написавший несколько писем раскаяния в адрес Путина, с просьбой пустить его назад в Россию, вдруг повесился в ванной на шарфике.
Олигарх прибегнул к услугам печально известного PR-консультанта Тима Белла, который подробно инструктировал журналистов, организовывал интервью и получение сведений не для публикации, а также распространил по всему миру ставшие знаменитыми предсмертные фотографии облысевшего и истощённого Литвиненко.
Вполне вероятно, что эта кампания породила сенсационную статью в Daily Telegraph в июле 2007 года, в которой приводились шокирующие показания официанта бара "Pine" Норберто Андраде, обслуживавшего Литвиненко, Ковтуна и Лугового в тот роковой день. Он утверждал, что ему намеренно мешали подойти к столику этой троицы, "чтобы отвлечь внимание" и дать возможность распылить полоний-210 в заварочный чайник.
"Когда я вылил остатки чая из чайника в раковину, они выглядели более жёлтыми, густыми и липкими, чем обычно", цитирует статья Андраде. "Я выбрал их из раковины и выбросил в мусорное ведро. Мне очень повезло, что я тогда не засунул пальцы в рот и не почесал глаза, так как яд мог попасть в мой организм".
Норберто Андраде
Эти зажигательные комментарии были широко растиражированы и преувеличены информационными агентствами по всему миру. Их давящие на эмоции, яркие подробности значительно способствовали публичному закреплению версии об убийстве отравленным чаем. Например, вышедший в то время репортаж в CBS был недвусмысленно озаглавлен: "Официант: Я видел отравление российского шпиона".
Он всё видел!
Однако, когда во время дачи показаний Андраде ему зачитали разоблачительную статью в газете Telegraph, тот сказал, что эти слова были приписаны ему, и это "совершенно ужасно". Поскольку он "сказал им совершенно другое", и на вопрос было ли содержимое чайника "смешного цвета", ответил: "Ни в коем случае, ни в коем случае".
Показания Норберто Андраде
Черный рынок ядерных материалов
Вызывает недоверие ещё один способ устранения в отчете о расследовании другой вопиющей нестыковки. После того как Литвиненко выпил холодный чай, якобы с радиоактивным материалом, Луговой познакомил его со своим восьмилетним сыном Игорем, и даже специально попросил того пожать руку "дяде Саше".
Оуэн считает это "поразительной особенностью" встречи в баре "Pine". Конечно, совершенно невозможно представить, чтобы убийца попросил собственного ребёнка прикоснуться к человеку, который, как он знал, источает смертоносное излучение. Полицейская экспертиза куртки, в которую был одет Литвиненко в ту ночь, обнаружила крупное и опасное загрязнение только на ее рукаве. Но Оуэн добавляет:
"Дело идет дальше. Жена и сын Лугового спали в зараженной спальне в отеле "Millennium" и сидели на зараженных креслах в самолете… Точно так же была заражена квартира [его жены] в Гамбурге", что заставило её сказать: "Я действительно не могу представить, что [Ковтун] подверг бы опасности моих детей".
И хотя Оуэн "готов предположить, что ни Луговой, ни Ковтун не желали причинить вред своим близким", он не считает это предположение "несовместимым" с выводом, что эта пара целенаправленно отравила Литвиненко полонием-210. Он утверждает, что они "не знали, с чем имели дело".
Ковтун и Луговой
Похоже, что предполагаемые убийцы Литвиненко действительно не подозревали об этом. По всей видимости, они перевозили чрезвычайно опасное вещество в разбитом, протекающем контейнере и, в конце концов, выбросили его в раковину. По пути они вытирали радиоактивные брызги хозяйственными полотенцами. Очевидный вопрос, знали ли они вообще, что это вещество смертельно опасно, не изучался в ходе расследования и никогда не рассматривался в основных средствах массовой информации.
Столь же вопиющим, совершенно неизученным вопросом был и остается — почему в качестве орудия убийства было выбрано радиоактивное вещество. Ножи, пистолеты или обычные яды убили бы Литвиненко бесконечно быстрее, эффективнее, безопаснее и дешевле. Что касается последнего, то по подсчётам британской полиции количество полония-210, что он проглотил, стоило 10 млн долл.
Эта ошеломляющая сумма заставила анонимных сотрудников спецслужб предположить, что полоний-210 был получен от "контрабандистов, имеющих очень серьёзные связи на чёрном рынке". Это ярко подчеркивает то, что Эдвард Эпштейн назвал "слоном в комнате, который преследует дело" о смерти Литвиненко:
"В 2006 году в Лондон был тайно ввезен важнейший компонент для ранней стадии создания атомной бомбы. Был ли он ввезен просто как орудие убийства, или же как часть сделки на международном рынке оружия?"
После распада Советского Союза правительства западных стран были обеспокоены наличием у распавшейся страны обширного ядерного арсенала. А также риском попадания, через сделки на чёрном рынке, такого оружия и материалов в руки вражеских государственных и негосударственных структур. Их разведывательные службы организовывали специальные операции по расследованию и пресечению этого опасного явления.
Эти подозрения, казалось бы, подтвердились многочисленными драматическими разоблачениями ядерных сделок на чёрном рынке в течение последующего десятилетия. Однако они всегда были результатом шпионских операций. Например, в августе 1994 года немецкая полиция нагрянула в аэропорт Мюнхена в коммерческий самолет авиакомпании Lufthansa и изъяла из его салона 408 грамм плутония. Местные власти торжественно провозгласили "успешный удар по международной ядерной мафии".
Однако историческое достижение быстро превратилось в резкий конфуз, когда выяснилось, что берлинская служба внешней разведки поощряла и инициировала эту сделку, используя агентов под прикрытием.
Оппозиционные партии и СМИ в Германии обвинили правительство, что оно фактически создало и поддерживает тот самый чёрный рынок, с которым, должна бороться.
Всё это крайне важно, учитывая, что Литвиненко, по некоторым данным, в 2000 году сам тайно переправлял радиоактивные материалы в Цюрих.
На момент своей смерти Литвиненко испытывал финансовые трудности, и его, в основном, поддерживало ежемесячное пособие от MI6. Условия этого соглашения так и не были опубликованы. Хотя после перехода на сторону врага он получил британский паспорт под псевдонимом "Эдвин Редвальд Картер" и регулярно ездил в страны бывшего Советского Союза.
Поручала ли ему МИ-6 "расследование" черного рынка ядерного оружия?
Литвиненко на пресс-конференции в 1998 году
Западные журналисты старательно конструируют миф о Литвиненко, как о борце с коррупцией, хладнокровно убитом за принципиальную оппозицию Путину. При этом пришлось замалчивать, что одной из ключевых версий первоначального расследования британской полиции была расплата за попытку шантажа олигархов, правительственных чиновников и общественных деятелей Европы с помощью документов ФСБ.
Естественно, что в сериале ITV "Литвиненко" эти гнусные интриги не отражены. Как и его попытки вместе со Скарамеллой подбросить улики подозреваемому в контрабанде ядерных компонентов, за что потом один итальянец был посажен в тюрьму.
Неясно почему, спустя почти 20 лет после случившегося, было решено экранизировать это расследование британской полиции. Можно предположить, что ради поддержания максимальной удаленности западной общественности от истины в любые времена, в том числе и через много лет после этих событий.